Завод Голубкова

Завод Голубкова

·

О своих делах, не вдаваясь в подробности, сообщу лишь, что проблемы с техникой и восстановлением данных постепенно решаются, и есть основания надеяться, что в конце концов будут решены наилучшим образом. Сейчас этим занимается очень хороший специалист (к сожалению, слишком занятый, чтобы заниматься только моими проблемами). Времени, видимо, потребуется немало, а в настоящее время возможности по использованию информации и сохранению новой очень ограничены, но, тем не менее, постараюсь хотя бы изредка появляться на странице с публикациями. И нет худа без добра. Пока находился в совершено «подвешенном» состоянии, смог заняться тем, на что прежде постоянно не хватало времени. Ходил по городу – и чтобы осмотреть конкретные места и здания, и просто брел наудачу, по знакомым и почти незнакомым местам. Так, в числе прочего, добрел и до развалин бывшего чугунолитейного завода Н.В.Голубкова на Транспортной улице. Об этом здании и его владельце и пойдет речь.

***

Николая Васильевича Голубкова вполне можно поставить в один ряд с такими симбирскими изобретателями-самоучками, как А.И.Зотов и Е.Е.Горин. Родился он в 1844 году в Симбирске. С детства увлекся механикой, проводя целые дни в мастерской отца, медника, выходца из крепостных. 16-летний Николай соорудил двухсильный паровой локомобиль собственной системы, приводивший в действие сельскохозяйственные машины. Изобретение удостоилось денежной премии на губернской выставке. Впоследствии Николай Васильевич не раз получал премии и дипломы на разных выставках. В 1869 году Голубков построил в Казанской губернии 5-поставную паровую мельницу собственной системы. А вот заметка в «Симбирских губернских ведомостях»: «Выражается искренняя благодарность Н.В.Голубкову за успешное исправление английской меровесной машины, исполненное им после безрезультатных попыток в этом деле других мастеров». Да мало ли, какие еще диковины были созданы талантливым мастером – всего не перечислить.

В мастерских Голубковых – Николая и его брата, Ивана Васильевича, изготавливались самые разные металлические изделия – ограды, лестницы, инструменты, сложные механизмы. Особо отметим – ими были созданы ныне существующая ограда Карамзинского сада и часовня на могиле Андрея Ильича Огородникова – прежняя, несохранившаяся. Мастерские Голубковых пользовались большой известностью, от заказов не было отбоя, и Николай Васильевич построил собственный чугунолитейный завод в слободе Туть, на 3-й Инвалидной (Транспортной) улице. По одним данным участок для завода приобретен в 1880 году, по другим (см. далее) – завод существовал раньше. На предприятии работало до 200 человек в нескольких цехах, он был оборудован 15-сильной паровой машиной (локомобилем) и такой же мощности двигателем внутреннего сгорания, приводившими в действие 15 станков.

Благодаря техническому таланту и предпринимательской жилке Голубковы вошли в число богатейших людей Симбирска. Так, в 1910 году Николай Васильевич являлся одним из трех владельцев личных автомобилей в городе. Кроме него на собственном авто разъезжали лишь купцы А.А.Сачков и А.В.Арацков. Ивану Васильевичу Голубкову, кроме мастерских, принадлежало несколько жилых домов, каменные торговые бани на Старо-Казанской улице и т.д. Фамилия Голубковых дала название Голубковскому порядку на Базарной площади, где находились их дома, снесенные в 1970-х годах (фото 9).

В 1873 году Николай Васильевич Голубков построил на принадлежавшем ему участке на углу Овражного (Комсомольского) переулка и Панской улицы двухэтажный дом с мастерской (Энгельса, 20/7, фото 10). В 1877 году второй деревянный этаж облицован кирпичом, возведен пристрой к дому. Еще один каменный пристрой появился в середине 1880-х гг. В 1915 году домовладение значилось как «полукаменный двухэтажный дом с антресолью, механическое заведение». Дом Голубкова на улице Энгельса поставлен на государственную охрану в 2014 году как объект культурного наследия регионального значения.

Говоря о Н.В.Голубкове, стоит добавить, что он принимал активное участие в общественной жизни Симбирска: не раз избирался гласным городской думы, являлся почетным попечителем ремесленного училища имени М.В.Лебедева, был известен благотворительностью. А переходя далее к истории принадлежавшего ему чугунолитейного завода, обратимся к авторитетным источникам.

В фондах краеведческого отдела Дворца книги хранятся машинописные (т.е. никогда не издававшиеся) «Заметки о памятниках» А.Н.Блохинцева. Это несколько выпусков, написанных в разные годы, в тот период, когда Александр Николаевич возглавлял Ульяновское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Во втором выпуске «Заметок», датированном октябрем 1969 года, в числе других памятных мест, рассказывается и о чугунолитейном заводе Н.В.Голубкова.

***

А.Н.Блохинцев

ЗДАНИЕ БЫВШЕГО ЧУГУНОЛИТЕЙНОГО ЗАВОДА ГОЛУБКОВА

(«Заметки о памятниках», вып.2, 1969 год; машинопись из фондов УОНБ)

Одним из интереснейших историко-революционных памятников нашего города является здание бывшего чугунолитейного завода симбирского купца Голубкова, располагавшееся в пригородной слободе Туть на 3-й Инвалидной улице (ныне ул.Транспортная, 54).

Точных сведений о времени возникновения завода нет, но известно, что в 60-х годах XIX века завод уже существовал. В 1870-1871 гг. на этом заводе была изготовлена ныне стоящая решетка Карамзинского сквера [об установке чугунной ограды в 1871 г. говорят «СГВ» от 13.03.1871 № 20 и П.Л.Мартынов, но, вероятно, она была изготовлена в мастерской Голубкова, а завод построен позже]. Представляет интерес и сам владелец завода Н.В.Голубков, являвшийся чем-то вроде симбирского Ползунова. Самоучка, вышедший из народных низов, он был в Симбирске одним из самых преуспевающих механиков и литейщиков, о котором ходило немало не только былей, но и небылиц. Д.Д.Минаев в 1872 году написал ироническое стихотворение «К портрету чугуно-литейного заводчика Г.»:

В литейном деле он силен,

И даже слух прошел в народе,

Что новый череп на заводе

Себе недавно отлил он…

Эти строчки поэта… отражают не только «хитроумность» Голубкова, но и его популярность в городе.

В 1910 году завод Голубкова, оставаясь сравнительно небольшим предприятием, выпускал продукции на сумму более 20.000 руб. в год. Активная деятельность и расширение относятся к годам Первой мировой войны, когда завод выполнял военные заказы (корпуса мин и снарядов) и входил в ведение военно-промышленного комитета [Голубков передал завод Комитету безвозмездно].

Завод имел три цеха: литейный, кузнечный и слесарно-токарный. Он был… оснащен необходимым технологическим оборудованием: 15-сильной паровой машиной и такой же мощности двигателем внутреннего сгорания, двумя вагранками, тигельным и кузнечным горнами, паровым молотом и 15-ю различными станками. Все это, в сочетании с 200 рабочими, работавшими в две смены по 12 часов, представляло значительное производственное предприятие старого Симбирска…

Литейный цех занимал правую одноэтажную, ныне надстроенную, часть кирпичного здания. Токарный цех находился в первом этаже левой 2-этажной части здания, а слесарная мастерская помещалась во втором этаже, непосредственно над токарным цехом. Кузница располагалась в южной части двора в дощатом строении, ныне не сохранившемся. Во дворе, позади литейки, сохранились остатки некогда большой кучи шлака – немой свидетель производственной деятельности завода. Директором завода был Расторгуев, старшим мастером – Парфенов.

На этом заводе с 1915 года работала подпольная группа большевиков в составе М.А.Гимова, А.Я.Никитина, И.Н.Сухова и С.Жукова. Гимов работал слесарем слесарной мастерской, Никитин – токарем, а Сухов – мастером токарного цеха. Позже в токарном цехе работал участник революционных событий в Симбирске, ныне [1969 год] персональный пенсионер И.Я.Сыромятников, проживающий в Смоленске. Эта группа большевиков работала не только среди рабочих чугунолитейного завода, но и среди рабочих соседствовавшей с заводом железной дороги. Руководящая роль принадлежала М.А.Гимову, ветерану трех революций…

Известно, что в конце 1915 года рабочие и служащие железной дороги выражали протесты против длительности рабочего дня и других тяжелых условий жизни и работы. Известно также, что в январе 1916 года М.А.Гимов вел среди рабочих завода работу с целью предъявить администрации требование сократить в субботние дни рабочий день на два часа, а в случае невыполнения этого требования – объявить забастовку… Предъявленное рабочими требование было удовлетворено. В апреле 1916 года Гимов, Никитин и Сухов явились инициаторами проведения маевки рабочих завода в Обрезковом саду у берега Волги, близ железнодорожной станции Симбирск-II. В маевке, кроме рабочих завода, приняли участие рабочие других симбирских предприятий…

В октябре 1917 года на заводе находился Тутский районный комитет РСДРП, возглавляемый И.Н.Суховым и охватывавший своим влиянием рабочих не только завода, но и железной дороги. К этому времени М.А.Гимов, А.Я.Никитин и И.Я.Сыромятников перешли на патронный завод за Волгу и работали там.

Близ завода, через переулок в сторону города, сохранилось деревянное здание, в котором в 1915-1917 гг. размещалась «харчевня», где питались рабочие завода, и где в непринужденной обстановке большевики вели пропагандистскую работу (со слов И.Я.Сыромятникова)… В свой приезд в Ульяновск 5 ноября 1967 года И.Я.Сыромятников с группой ульяновцев побывал на бывшем заводе, дал ряд пояснений, где что находилось, и очень живо вспомнил ряд эпизодов того времени.

С 1950-х годов в здании бывшего завода расположилось городское профессионально-техническое училище (ГПТУ) № 7. Тогда же, в 1950-х годах, одноэтажное крыло здания было надстроено. Это хорошо заметно, т.к. второй, надстроенный этаж стал несколько выше второго этажа основного здания. Там, где ранее был литейный цех, ныне расположен физкультурный зал училища, а другие производственные помещения бывшего завода превращены в учебные классы и лаборатории.

24 июля 1969 года исполком городского Совета трудящихся своим решением № 603/15 возбудил ходатайство перед облисполкомом о внесении этого объекта в список памятников местного значения. Будем надеяться, что в ближайшем будущем здание бывшего завода будет отмечено мемориальной доской, и оно станет более близким, более ценным и знакомым горожанам.

***

В 1990 году, благодаря своему революционному прошлому, здание бывшего завода Н.В.Голубкова было взято под государственную охрану (А.Кузнецов, научный сотрудник музея-заповедника «Родина В.И.Ленина» в «Симбирском курьере» от 21 марта 2006 г.). Видимо, в суматохе перестроечных лет об этом решении забыли, т.к. в том же источнике 2006 года далее говорится о вновь начавшейся работе по оформлению охранных обязательств. Тем не менее, здание завода вполне заслуженно было включено в каталог «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», изданный ГИММЗ «Родина В.И.Ленина» в 2006 году. Вот только от разрушения это его не спасло… Дополним рассказ А.Н.Блохинцева некоторыми сведениями из этого издания и статьи А.Кузнецова, где здание названо «одним из немногих сохранившихся памятников промышленной архитектуры Симбирска второй половины XIX – начала ХХ века».

После установления в Симбирске советской власти завод Голубкова был национализирован. Он продолжал работать, хотя выпуск продукции значительно уменьшился. В 1920-1930-х годах в здании, кроме производства, размещались райком партии и фабрично-заводское училище. К концу 1940-х завод прекратил свою производственную деятельность, и здание стало полностью служить учебным целям. Еще с военных лет в нем размещалось железнодорожное училище № 1, позже преобразованное в ГПТУ № 7, а затем в ПУ № 14. Здание было перестроено, цеха разгорожены под классные комнаты, мастерские и лаборатории, надстроен второй этаж над правым крылом (по А.Кузнецову – еще в 1936 году).

Училище занимало бывший заводской корпус до 1986 года. Затем здание арендовали различные производственные и торговые фирмы. В 2006 году Комитет по управлению городским имуществом принял решение о выводе «аварийного объекта из эксплуатации». Какая уж там мемориальная доска, о которой мечтал Александр Николаевич Блохинцев… Что представляет сейчас брошенный на произвол судьбы и забытый властями памятник истории, каждый может увидеть сам – на этих фотографиях или прогулявшись по Транспортной улице.

Дому Н.В.Голубкова в Комсомольском переулке, вероятно, повезло больше – все-таки объект культурного наследия. После его включения в реестр ОКН даже вышла статья, где излагались планы по возведению над домом башни, спроектированной еще в 1880-х годах. Да Бог с ней, с башней, был бы дом цел. Но государство охраняет его лишь от сноса или самовольной перестройки. А постепенное разрушение под действием времени и от отсутствия ухода – это пожалуйста, сколько угодно. Достаточно подойти поближе и посмотреть на дом с разных сторон…

Использованы материалы:

1. А.Н.Блохинцев «Заметки о памятниках», выпуск 2, 1969 (машинопись, фонды УОНБ);

2. «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», каталог, ГИММЗ «Родина В.И.Ленина», Ульяновск, 2006;

3. А.Кузнецов «Руины завода Голубкова…» («Симбирский курьер», 21.03.2006);

4. Н.Костин «Локомобиль от Голубкова» («Дыхание земли», 1.08.2007) и др.

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова

Завод Голубкова


Поделиться


Размер текста