Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

·

7 сентября 1895 года Симбирская городская управа дала разрешение на постройку «жилого деревянного павильона… на месте, состоящем в 1-й части г.Симбирска – по Тихвинскому спуску и принадлежащем частному землемеру и таксатору С.Н.Огонь-Догановскому»…

Но прежде, чем вести речь о доме, остановимся кратко на незаурядной личности его создателя и первого хозяина. Савва Нилович Огонь-Догановский родился в 1863 (?) году в Смоленской губернии. Представитель старинного дворянского рода, известного с 17 века. Жизнеописание С.Н.Огонь-Догановского нередко начинают с истории похождений его родственника (предка?) Василия Семеновича Огонь-Догановского – кутилы, шулера, вроде бы чуть не пустившего по миру самого Александра Сергеевича. Оставим в стороне эти рассказы – к Савве Ниловичу они не имеют никакого отношения. Да, заслужил он репутацию человека экстравагантного «художественной» шевелюрой и бородкой, да костюмами по последней парижской моде. Сам себя именовал «вольным художником архитектуры». При всем том знали его как человека безупречной честности и неутомимого труженика.

В Симбирске Савва Нилович жил с 1885 года, после окончания Петербургской Академии художеств по классу архитектуры. В городе он был известен, прежде всего, своей учебной деятельностью. Огонь-Догановский много лет являлся штатным преподавателем (в чине статского советника) черчения и рисования ремесленного училища графа В.В.Орлова-Давыдова; преподавал в частном реальном и коммерческом училищах, Симбирской чувашской школе, кадетском корпусе. Вел класс архитектурного черчения в Симбирском учебно-трудовом пункте, где работал одновременно с художником П.И.Пузыревским. Как частный архитектор Савва Нилович занимался проектированием жилых и других зданий – им составлено несколько десятков проектов; экспертизой строящихся домов. Дополнительным источником дохода служило «промышленное» садоводство – выращивание в собственной усадьбе яблок на продажу.

Не меньшую известность С.Н.Огонь-Догановский заслужил своей общественной деятельностью. Он был гласным городской думы, казначеем Симбирского общества христианского милосердия, членом правления детского трудового убежища «Костер», принимал участие в работе других благотворительных обществ. Первая жена Саввы Ниловича – Екатерина Григорьевна – умерла в 1900 году. Вторая супруга, Александра Александровна Агеева, активная общественница, стала его верным соратником в делах благотворительности.

С.Н.Огонь-Догановский скончался в 1924 году. «Пролетарский путь» (1.02.1924) напечатал некролог: «ПАМЯТИ СТАРОГО РАБОТНИКА. 26 января умер один из старейших работников просвещения Савва Нилович Огонь-Догановский; покойный работал в школах города свыше 42 лет, из них 30 лет в бывшем Орловском училище, затем в реальном училище и в последнее время на политехнических курсах. Мир праху твоему, ветеран на ниве просвещения». Заметим: некролог напечатан в дни траура в связи со смертью В.И.Ленина, когда газета отодвигала в сторону даже самые значимые городские события, заполняя все полосы материалами о кончине вождя.

Савва Нилович был похоронен в ограде Тихвинской церкви, старостой которой он являлся. Могила уничтожена в 1930-ые годы, при сносе храма (4). По И.Э.Сивоплясу (6) местом его погребения стало Духовское кладбище в Подгорье, затопленное в 1950-х. В любом случае, от могилы не осталось и следа.

Из наиболее известных архитектурных работ С.Н.Огонь-Догановского можно назвать перестройку дома князей Баюшевых и дома Прушакевич (Л.Толстого, 55, 57); участие в частичной перестройке здания удельной конторы (фарм.колледж). Но вершиной его творчества, несомненно, стал собственный дом на волжском склоне.

Дом не возник сразу, как единое целое. Начавшись с небольшого павильона, он обрастал пристроями, верандами, балконами, башенками, постепенно приобретая законченный, сказочный вид. «Ядром, вокруг которого сложилась объемно-пространственная композиция дома, стала одноэтажная закрытая веранда-беседка, возможно, изначально оформленная в готическом стиле. В процессе постепенного строительства к существующей беседке с северной стороны были пристроены две комнаты, с юга – каменное открытое крыльцо, внутри помещения оборудованы печи. В дальнейшем к жилому павильону с западной стороны был сделан двухэтажный пристрой с башенкой» (1).

О доме С.Н.Огонь-Догановского говорится в трех изданиях ГИММЗ «Родина В.И.Ленина» (1-3; 2001-2006). Объединив эти описания и выделив главное, получим примерно следующее.

Один из самых эффектных домов, расположенных в подгорье, между спусками Халтурина (быв.Тихвинским) и Степана Разина (быв.Петропавловским), в окружении садовых насаждений и деревянной малоэтажной застройки, был построен по проекту архитектора С.Н.Огонь-Догановского. Свободный от окружающей застройки участок с открывающимся на Волгу видом определил сложную объемно-пространственную композицию дома, его многофасадность и преобладание вертикальных членений в решении силуэта. Здание построено в стиле эклектики, с использованием в оформлении фасадов элементов готики, модерна, русских народных мотивов. Высокие фронтоны, заполненные кружевом пропильной резьбы, аркады балконов и веранд, крупная резьба подзоров и общая декоративность облика дома, созданная за счет игры объемов и форм в сочетании с живописным ландшафтом, придали дому Огонь-Догановского незабываемый и сказочный вид. Фасады прорезаны большими окнами, преимущественно стрельчатой формы, поддержанными аркадой балконов и веранд.

Здание представляет собой удачный пример сочетания оригинальной архитектурной формы со сложным рельефом и садовой растительностью. Оно входило в комплекс обширной городской усадьбы, включавшей постройки жилого и хозяйственного назначения, садово-парковой архитектуры и значительных размеров «промышленный» фруктовый сад. … Сохранились многочисленные детали исторического интерьера в виде потолочной лепнины, оформления лестничных проходов, дверной фурнитуры, встроенных шкафов, печи…

А описание дома Борисом Васильевичем Аржанцевым (4; 1991), как всегда, – сочетание профессионализма и романтики: «…Применение самых легких строительных конструкций из дерева с пропильной сквозной резьбой, открытая терраса в южную сторону и остросилуэтная композиция всего дома ярко выделяют его на фоне неба. Дом, по старинному обычаю, поставлен в глубине участка, свободно ориентирован по сторонам света и максимально раскрыт к Волге. Расположение дома, характерное для первых десятилетий существования Симбирска, делало подобные постройки за частой оградой миниатюрными крепостями.

Другая особенность дома, связывающая его с историческими архитектурными традициями Симбирска – использование мотивов теремов и двухэтажных башенок – повалуш. Терема-повалуши были в прошлом украшением многих симбирских домов. С конца XIX века в Симбирске все чаще строятся деревянные дома с беседками в башенках и дома павильонного типа, как называл свой дом С.Н.Огонь-Догановский. При жизни хозяина стены дома красились в фисташковый цвет, а крыша – серебрянкой…».

После смерти Саввы Ниловича в доме долго жили две его родственницы. Потом дом менял хозяев, всегда оставаясь жилым. Памятник архитектуры, как частный жилой дом – это всегда проблема. Тем более – столь сложное по архитектуре строение, с множеством частей и декоративных элементов. Как сочетать требования по его сохранности с обеспечением комфортных условий жизни? Многое, если не все, зависит от хозяев, их готовности терпеть неудобства и нести расходы. Благополучно пережив разрушительный оползень 1916 года и другие катаклизмы, дом Огонь-Догановского все более ветшал, постепенно переходя от благородной старости к немощной дряхлости. И то сказать, второй век жизни для деревянного дома – срок немалый. В конце ХХ века, в результате ремонтных работ, первоначальный вид дома заметно изменился.

Одни периоды наносили удары, другие возрождали надежду. В той же статье 1991 года С.Б.Петров и Б.В.Аржанцев писали: «Сейчас дом Огонь-Догановского в надежных руках, так как в нем проживает известный мастер по дереву Ю.Б.Ходяшев. А ведь лет 15 назад дом-памятник пытались снести! Принимая во внимание архитектурную и историческую ценность многих построек на спуске Халтурина и в переулке Кузнецова, предлагаем объявить этот участок города заповедным кварталом». Заповедным… Тридцати лет не прошло. Теперь – разве что заповедником снобизма и расточительности в этом краю растущих как грибы особняков.

Не могу сказать, кто теперь является владельцем дома. В связи с другим обстоятельством «Улпресса» не так давно писала, что хозяина им так и не удалось найти. Глядя на современное состояние дома, трудно представить, что в нем вообще возможно жить. И понятно, что речь надо вести уже не о сохранении, а о спасении «объекта культурного наследия регионального значения». Еще несколько лет, и этот пункт из реестра ОКН можно будет вычеркнуть «за утратой».

Но как спасать? Если даже проснется от перманентной спячки Управление по охране культурного наследия – то что? Выпишет несколько предписаний, потом, возможно, исковое заявление. Ясно, как день, что собственнику, если он не Рокфеллер, реставрацию такого уровня не потянуть. И на смену владельца рассчитывать не приходится. Кто возьмет на себя обузу в виде полуразрушенного архитектурного памятника? Патовая ситуация, в которой, по здравому рассуждению, государственные органы должны не столько спрашивать, сколько помогать. Но пока – и не спрашивают. В реальные же шаги по реставрации здания, извините, вообще не верится. Будем ожидать логического завершения истории? «От смерти нет в саду трав»…

Использованы материалы:

1. «Историко-архитектурные памятники Симбирска-Ульяновска», под ред. А.Н.Зубова, Ульяновск, ГИМЗ, 2006 (с.203-204).

2. «Историческая застройка Симбирска-Ульяновска», сост. О.А.Свешникова, Ульяновск, ГИМЗ, 2001 (с.67).

3. «Архитектурные памятники Ульяновска. Деревянное зодчество второй половины XIX – начала ХХ в.», сост. И.Г.Котова, Ульяновск, ГИМЗ, 2005.

4. С.Б.Петров, Б.В.Аржанцев «Дом Огонь-Догановского», «Ульяновская правда», 16 октября 1991 г.

5. И.Э.Сивопляс «Дом над «восьмеркой», «Дыхание земли», 21 сентября 2005 г.

6. И.Э.Сивопляс «Дом Огонь-Догановского», «Ульяновск сегодня», 7 марта 2008 г.

7. «Памяти старого работника» (некролог), «Пролетарский путь», 1 февраля 1924 г.

***

P.S. Следующий пост, вероятно, получится опубликовать лишь в конце следующей недели. Прошу извинить – обстоятельства. Альбомы постараюсь пополнять регулярно.

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?

Теремок Над Волгой. Реквием?


Поделиться


Размер текста