Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

·

14 апреля – очередная годовщина со дня рождения зодчего Серафима Николаевича Титова (1926-1978).

Ежегодное возвращение к датам, связанным с жизнью талантливых ульяновских архитекторов, оставивших заметный след в облике нашего города, создает, конечно, определенные трудности. Повторяясь в темах, не повториться в деталях, добавить новые штрихи и грани к человеческому и творческому портрету… Не знаю, насколько это реально и как удается, учитывая относительную скудость имеющихся материалов. Но и оставить эти даты без внимания не хотелось бы.

13 апреля прошлого года было предложено, так сказать, общее описание жизни и творчества С.Н.Титова. На сей раз возникло желание, не добавляя ничего от себя, рассказать о нем, о тех же проектах и событиях словами его коллег-архитекторов. Тех, кто рядом с Серафимом Николаевичем создавал город, ставший его второй родиной. Ныне живущих и ушедших. Знавших его не только как профессионала, но и как личность. Сложную, противоречивую и – бесспорно талантливую.

***

Галина Петровна Сорокина, начальник отдела института «Ульяновскгражданпроект»:

- В 1944 году, 16-летним парнишкой, прибавив себе год, а то и два, отправился добровольцем на фронт. Пулеметчик Титов участвовал в освобождении родного Курска. Там, на передней линии фронта, где рядом с мальчишками-добровольцами сражались штрафники, а сзади «держали линию защиты» сержанты из заградвойск, он был ранен, контужен. Серафим Николаевич вспоминал об этом, когда мы собирались на институтских вечерах в День Победы… Титов играл на аккордеоне музыку столь памятных ему военных лет и рассказывал, рассказывал…

После Победы его направили, как и многих сверстников…, на действительную службу на Северный флот. Завершив службу, 23-летний Серафим поступает учиться в 7 класс вечерней школы и работает. Маляром, лепщиком, рисует лебедей и грудастых девушек на клеенках-ковриках. И вот уже перед нами не юный…, но энергичный, напористый Титов – выпускник престижного Московского архитектурного института… (1992)

***

Лев Николаевич Нецветаев, член Союза архитекторов и Союза художников России:

- 30 сентября 1961 года на перрон Ульяновского вокзала вышли два вчерашних студента Московского архитектурного института, дипломированные специалисты Серафим Титов и Валентин Филимонов. Титову – 35, Филимонов на 8 лет моложе… И вот два однокашника идут с вокзала пешком к новому месту труда и жизни… (2011)

***

Валентин Николаевич Филимонов, почетный архитектор России:

- Ульяновск, против наших ожиданий оказался тихим заштатным городком, – его обошло бурное послевоенное строительство. ... На всем маршруте нас сопровождала одноэтажная деревянная застройка. Выйдя на улицу Гончарова…, мы не нашли отличия от улиц Кирова и Минаева: все те же деревянные строения. Правда, за деревянным забором начиналось строительство будущей гостиницы «Волга». … Но новая волна жилищного строительства 60-х годов накатывалась постепенно и сюда…

…Нам сразу же пришлось включаться в напряженный ритм… Это была проверка нас, вчерашних выпускников, на способность решать практические задачи градостроительства с учетом ограниченных возможностей только набирающей силы строительной базы… (из статей разных лет)

***

Л.Н.Нецветаев:

- Приехав по распределению в родной Ульяновск [1963], я увидел Серафима Титова в «Облпроекте»… Рядом с Серафимом был знакомый мне по институту Валентин Филимонов. Оба они учились двумя курсами старше меня, и за эту пару лет успели крепко разворошить сонный уклад провинциальной проектной конторы. Пятиэтажки не тянулись уже привычной стеной, а часто уклонялись от уличного шума, давая улице дышать… Еще более дерзкой стала сплошная стеклянная витрина, сменившая забитые товарами узкие магазинные окна. Вся городская молодежь 60-х стекалась по вечерам к этому «уголку цивилизации», навечно окрещенному «Аквариумом»… (2001)

***

ЗДЕСЬ БУДЕТ ДОМ

(«Ульяновская правда» от 31 марта 1963 года)

Человек задумался. Потом, вдруг вспомнив что-то, устало улыбнулся, наклонившись над большим листом бумаги. Карандаш, оставляя за собой извилистую линию, медленно ползет вверх. Останавливается, оставив на бумаге маленький кружочек. Здесь будет новое здание. Здесь? А как тогда будет выглядеть улица?..

Небольшая комната Облпроекта. Молодой архитектор Валентин Филимонов заканчивает проект очередной застройки города. Каким будет Ульяновск через 20 лет? А в ближайшие пять-шесть?

… В Ульяновск Филимонов приехал вместе с другом Серафимом Титовым. Вместе учились в Московском архитектурном институте, вместе сейчас работают в одной комнате Облпроекта. Друзья всегда помогают друг другу. Ведь в творческих поисках так нужен друг, его мнение, оценка. Серафим перебрал более десяти вариантов проекта реконструкции центрального стадиона «Спартак». Сегодня проект нравился, на следующий день оказывались пятна, как на холсте у художника.

Когда строители закончат реконструкцию стадиона «Спартак»; когда вместо трех пионеров на углу улиц Гончарова и Ленина вы увидите новую скульптурную группу; когда напротив дома Гончарова, где сейчас днем и ночью вгрызается в промерзшую землю экскаватор, вырастет светлое многоэтажное здание, необычное для ульяновцев, вспомните авторов проекта – Валентина Филимонова и его друга Титова. Это они оставались до полуночи в маленькой комнате, ломали и снова точили карандаши, отыскивали новые решения. Им, как и всем нам, очень хочется, чтобы ульяновцы и многочисленные гости со всех уголков земли, посмотрев вокруг себя, сказали: «Красивый город Ульяновск».

А.Сорокин.

***

Л.Н.Нецветаев:

- На них свалился колоссальный объем работы: проекты из-под рук уходили прямо на стройплощадку. И мы с Аллой Поляковой, и еще четверо выпускников МАРХИ, приехавших позже, сразу, «с колес» включались в эту проектную круговерть. Но те двое «аксакалов» незыблемо и навсегда остались ведущими – каждый руководил одной из двух архитектурных мастерских… (2011)

***

Г.П.Сорокина:

- Ему повезло с работой в Ульяновске. В начале 60-х город интенсивно строился. Строительная база, правда, была скучно-панельной, но был и кирпич, временами красный, были реконструкции и реставрации – работа сложная, но благодарная. … Повезло и Ульяновску с Титовым. Он стал его искренним патриотом. Трудился одержимо, прорабатывая невероятно большой проектный материал… (1992)

***

Л.Н.Нецветаев:

- Работоспособность Серафима Николаевича была феноменальной, и, вопреки сложным коллизиям личной жизни, накал ее никогда не менялся. Ни по возрасту, ни по жизненному опыту ему не было равных среди нас. Неровный, взрывной характер и некая боязнь сентиментальности тоже исключали возможность глубокой дружбы. Так что душевное одиночество было хорошо знакомо этому талантливому человеку…

Перечисление только построенных им объектов (а сколько осталось в проекте!), заняло бы, наверное, половину журнальной полосы. Вот основные из них: микрорайоны 16, 17, 18, 19, 20-й – в Засвияжье, 15 и 16-й – в южной части города, застройка улиц Минаева и Кирова, Дворец культуры автозавода, дом с салоном-магазином «Весна». Реконструкция здания филармонии, Дворец культуры им. 1 Мая, жилые дома с общественным блоком по ул. Железной дивизии, Дом техники…, который изначально строился для молодоженов. Взять хотя бы столь привычную башенку с курантами на Доме Гончарова. Она была запроектирована С.Н.Титовым и появилась только в 1974 году! И Обелиск Победы строился им в соавторстве с Н.Н.Медведевым и скульптором Р.А.Айрапетяном… (2001)

***

Г.П.Сорокина:

- Улица Минаева, а точнее бы сказать, проспект, – это был прорыв в будущее в нашем, тогда маленьком и провинциальном городе. Она и сейчас украшает Ульяновск. Застройка по улице Кирова, где удачно решены как общегородские задачи, так и инфраструктура жилого района. Микрорайоны в Засвияжье были запроектированы для скорейшего решения жилищной проблемы, но и там вкраплены элементы, оживляющие застройку. Это дома-башни, встречающие нас на берегу Свияги. И совершенно неожиданно появилась у Серафима работа для души – городские часы на Доме Гончарова.

Дворец культуры им. 1 Мая на Нижней Террасе был его последней, неоконченной работой. Неоконченной по части авторского надзора. … Он должен бы быть Дворцом, но не проследил Титов за воплощением замысла, не успел.

И после трагически-случайной смерти в Ульяновске продолжали строить по его проектам. … Дом техники, задуманный автором как Дворец бракосочетания, оттого несколько помпезный; в комплексе с другими зданиями он очень уместен в центре города. Высотные дома в Засвияжье тоже отпраздновали новоселье после смерти автора проекта. Тогда не было строительной базы для этих домов, техники, но Титов упрямо проектировал и доказывал, что работать нужно по самому высокому стандарту… (1992)

***

Л.Н.Нецветаев:

- Серафим Николаевич хорошо играл на аккордеоне, а изредка, будучи в хорошем подпитии, сбрасывал обувь и умудрялся, к нашему общему восторгу, пристукивать по клавиатуре пяткой. Зато на следующий день, видимо, от смущения, был резок и сух.

В 1964 году мы впятером (Медведев, Титов, Филимонов, Полякова и я) засели за грандиозную работу – участие в закрытом конкурсе на планировку центральной части Ульяновска. Вариант за вариантом, каждый день – новые мысли и решения; в итоге… наш крохотный коллектив выставил целых три проекта! …Полученная премия была должным образом «обмыта», и в финале этого мероприятия прозвучало знаменитое соло пяткой нашего вовек незабвенного Серафима! (2001)

***

В.Н.Филимонов:

- Начало нашей работы в Ульяновске совпало с подготовкой к юбилею В.И.Ленина. Местные архитекторы приняли самое активное участие в конкурсе на проект планировки и застройки центральной части города. И в том, что наши предложения были оценены жюри на уровне лучшего замысла московских зодчих, большая заслуга С.Н.Титова… (1993)

***

Л.Н.Нецветаев:

- Одно время мы, подхихикивая, звали его «придворным зодчим». Это когда в преддверии возможного приезда Брежнева партийное руководство захлопотало о строительстве первоклассной дачи за городом. Остановились на Карлинском, и Титов погрузился в изучение американских загородных домов… Свои варианты он показывал самому «Бабаю», как за глаза звали 1-го секретаря обкома Скочилова. Мы подкалывали Титова, говоря, что его наверняка возят на этот секретный объект с завязанными глазами… (2001)

***

Г.П.Сорокина:

- Серафим был доволен, что оказался в составе творческого коллектива по проектированию обелиска. …Памятник этот был и тем штрафникам, что воевали рядом с ним, всем погибшим и выстоявшим, народу-победителю. … Памятник прост, и суть его в мощи и величии. Еще тысячелетия назад люди отмечали значительные события такими колоннами-обелисками. … Серафим настаивал на более высоком шпиле, но не смог осуществить своего замысла из-за технических сложностей. Но спустя 10 лет, в 1985 году, обелиск нарастили, и он стал зрительно тоньше, завершенней. Наверное, в нем есть несовершенства. Но он часть нашего города, символ своего времени. Как кресты, всегда одинаковые, на могилах наших дедов, как простые и непритязательные пирамидки со звездочками на могилах отцов. … Перед этим обелиском, каким бы он нам не казался – красивым или нет, созданным по указке партаппарата или по велению Истории, мы должны остановиться и помолчать… (1992)

***

Л.Н.Нецветаев:

- Конечно, в эпоху стандарта и максимальной экономии крылья их творчества были связаны. Любое наипростейшее новшество строителями встречалось в штыки, и сколько нервов и упорства требовалось авторам для реализации своих задумок! Это надо учитывать, когда мы сравниваем ясные формы их построек с буйной пластикой новейших зданий. Им было куда трудней, потому что они были первыми… (2011)

***

Г.П.Сорокина:

- В его быстрой, крепкой фигуре, в твердо сжатых губах, в колюче-веселых глазах всегда проглядывал тот морячок, которого мы видели на старой фотографии. Вспоминая о том, как ему приходилось «пробивать» свои идеи…, которые часто упирались в воинствующее невежество власть предержащих, я по-настоящему осознала смысл слова, много раз слышанного, но незнаемого – гражданственность. … В первую очередь выполняя задачи для людей, для общества, а не для маленькой элитной верхушки, зодчий Титов общался с сильными мира сего как Автор, как личность, но не как часть свиты… (1992)

***

Источники:

Г.Сорокина «Зодчий Серафим Титов» («Ульяновская правда» от 7 марта 1992 г.).

В.Филимонов: «Он создавал дворцы и магистрали» («Симбирский курьер» от 23 марта 1993 г.); «Он творил в нашем городе» («Ульяновская правда» от 14 апреля 2001 г.).

Л.Нецветаев: «Шестимоторный» Серафим» («Мономах» 2001-3); «Многоэтажный Ульяновск создавали они» («Симбирский курьер» от 1 октября 2011 г.).

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой

Серафим Титов. В Созвучии С Эпохой


Поделиться


Размер текста