Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

·

9 (20 по н.с.) 1722 года в Симбирске, «по случаю сильной бури», сделала остановку флотилия Петра I. Можно достоверно утверждать, что император дважды причаливал к симбирскому берегу: 26 апреля 1695 г. – в первом Азовском походе; и в 1722-м – во время похода Персидского. А вот упоминаемая рядом авторов краткая остановка в 1723 году – «отправляясь походом к Дербенту» – вызывает большие сомнения. Дербент был взят Петром еще в августе 1722 г., в ноябре император выехал из Астрахани в Москву и в кампании 1723 года личного участия не принимал.

1695. Петр начинает военную кампанию против Османской империи. Главная цель – взятие Азова и получение выхода к Черному морю. Армия Шереметева и авангард Гордона двигались сухим путем; а главные силы Головина и Лефорта 28 апреля отправились из Москвы по рекам. Этот – еще не флот, а караван стругов с людьми и припасами, шел по Волге, «не минуя ни одного низового города». Там был и бомбардир Петр Михайлов, руководивший походом. От Царицына – сухим путем, неся на себе припасы и вооружение, и – вновь на стругах по Дону. Взять Азов сразу не удалось – сказалось отсутствие флота. В Воронеже и Преображенском разворачивается строительство кораблей, в мае 1696-го возобновляется осада крепости, русский флот выходит в Азовское море, и – 19 июля Азов пал.

1722. Персидский поход на Каспий – в Азербайджан и Дагестан, владения Персии. По Волге идет уже не караван – настоящий флот. Петр, находясь на флагманском струге «Москворецкий» (рис. на фото 2), делает остановки в городах, инспектирует адмиралтейства и верфи, принимает построенные корабли. В Казани, где император задержался на 12 дней, были и симбирские купцы, осуществлявшие поставки для флота. В Астрахани проведен смотр флотилии, и 18 июля 274 корабля вышли в Каспийское море (картина на фото 6). В 1722-1723 гг. действиями на суше и море взяты Дербент, Баку и др. По мирному договору России отошел ряд городов и провинций.

Такова преамбула. Наш местный интерес куда скромнее – был ли Петр I в Симбирске, сколько времени, чем занимался? Сведения об этом скупы, основаны почти исключительно на преданиях (источник недостоверный) и очень противоречивы. Попробуем сделать обзор описаний наших симбирских авторов.

И.И.Пушкарев (1; 1837) упоминает лишь о восхождении Петра I в 1722 г. на Девичью гору при посещении имения Меншикова. Обозрев окрестности, он предрек краю большое будущее и высек надпись на камне. Такое же предание есть и о Лысой горе у с.Моркваши, тоже входившего в Симбирский край, где была высечена надпись «1722 годъ Петръ Первый». Об этом, в частности, писал Т.Г.Масленицкий (1780).

Симбирский сборник 1868 года (2) сообщает: «Симбирск видел Петра Великого два раза: в 1722 г. во время пути в Астрахань и в 1723 г., когда Петр отправился в поход к Дербенту [см. выше]. В первый раз сильная буря на Волге заставила Петра остановиться в Симбирске. Неизвестно, был ли Государь в самом городе, т.е. на горе, но сохранилось предание, что он останавливался в подгорье, на том месте, где впоследствии, в ознаменование Царского посещения, построена церковь во имя св. Апостолов Петра и Павла… Карамзин в письме к Дмитриеву говорит, что в детстве знал некоего Сергея Кашинцева, звонившего в Симбирске в колокола при получении известия о полтавской победе…

Сохранилось предание, что в числе назначенных на его галеру гребцов были известные впоследствии симбиряне Иван и Яков Твердышевы и Иван Семенович Мясников. Петр Великий вступил с ними в разговор и, пораженный их меткими ответами, спросил: отчего, при их уме, они простые гребцы, а не ищут счастья по склонам Уральских гор, подобно Акинфию Демидову. Мясников и Твердышевы отвечали Петру, что Демидов богатый оружейник, а они люди безденежные. Петр дал им 500 рублей с обещанием, что если они где отыщут руду, все эти места отдать в их вечную собственность и выслать деньги на устройство заводов. Твердышевы и Мясников, как известно, последовали предложению государя.

Через некоторое время после посещения Симбирска Петром Великим им прислана была из Москвы св. икона Смоленской Божьей Матери Одигитрии в богатой серебряной ризе. Икона эта поставлена в теплом св. Троицком соборе…».

П.Л.Мартынов (3; 1898) в основном повторяет текст Сборника. Правда, упомянув о письме Карамзина к Дмитриеву, он дополняет его преданием (со ссылкой на записки кн.Баюшева), что «во время пребывания Государя под горой, во всех городских церквах производился трезвон…, так что Петр обратил внимание на одну из церквей и пожелал узнать, кто так искусно вызванивает на колокольне этой церкви, а когда ему доложили, что трезвонит старичок дворянин Кашинцев, то пожелал его видеть и разговаривал с ним».

М.Ф.Суперанский (4; 1898) кратко сообщает: «По преданию, Петропавловская церковь, на шоссейном пути от Волги в верхнюю часть города, построена в память посещения города императором Петром Великим. Церковь, говорит предание, построена на том самом месте, где была раскинута царская палатка в 1722 году. Государь ехал тогда в Астрахань по Волге, сильная буря заставила его высадиться на берег. В следующем, 1723 году, отправляясь в поход к Дербенту, Петр I также останавливался под горой. Поднимался ли он на гору – неизвестно». Почти не отличается и описание В.Э.Красовского (6; 1901).

А вот К.И.Невоструев (7; 1909) вообще отрицает факт высадки Петра на симбирский берег: «Петр I, совершая путешествия по Волге в 1695 г. в Азов и в 1722 г. в Персию, в оба раза миновал Симбирск, в первый – мая 26, во второй … [пропуск в тексте]. По преданию, император проплыл мимо города утром, часа в три. Симбирские жители ждали его на берегу около недели, но во время проезда случайно заснули, и только один из них, гостиной сотни Вас. Афан., по прозвищу Сухая Конина, темный богач, завидя государеву шлюпку, поспешно приплыл к нему и получил от него серебряный кубок».

Об официальных симбирских документах, свидетельствующих о посещении города Петром I, неизвестно. Это может объясняться как великим пожаром, уничтожившим архивы, так и тем фактом, что остановка в Симбирске была незапланированной – «сильная буря заставила». Горожане, рассчитывавшие лишь увидеть проплывающую флотилию, на высокий визит не рассчитывали и к приему не готовились. Но есть еще документы самого плавания – путевые (а позже и камер-фурьерские) журналы. Начало им положил Петр именно в Азовском походе, начав в 1695 г. собственноручно вести «Юрнал или поденные записки».

1695: «В 26 день [апреля], в 5-м часу проехали Соловецкую пустынь. В 12-м часу проехали к городу Синбирску, и была погода велика, и пристали к берегу на якорь; и многие суда стояли у города против церкви Спаса Преображения; церковь на берегу стоит, на самом верху, на горе. В «…» часу якорь вынули и пошли в путь, и был дождь; от города отъехали не само далеко, погодою прибило к берегу; и то было малое число, и опять пошли в путь. В 8-м часу проехали город Белый Яр на левой стороне…».

1722: «9-го июня. На рассвете приехали к Синбирску, где переменя гребцов пошли в путь; и отъехав от Синбирска версты 2, вошли в залив Волги, и ехали версты 4, и вошли в Волгу и пришли в вотчину Светлейшего князя [Меншикова] Новодевичье, где переменя гребцов пошли и плыли всю ночь. От Тетюш до Синбирска 90, от Синбирска до Новодевичья 60 верст».

Итак, если путевые журналы и не сообщают важных подробностей пребывания Петра в Симбирске, то неопровержимо свидетельствуют: остановки в городе были. В первом случае говорится о якорной стоянке флотилии прямо под Симбирской горой. Во втором – о смене в городе гребцов, что тоже дело небыстрое. Возможно, тогда и состоялся разговор императора с назначенными гребцами Иваном Мясниковым и братьями Твердышевыми, впоследствии одними из богатейших людей России. И трудно себе представить, чтобы Петр, вникавший в любое дело, не пожелал воспользоваться остановкой и сойти на берег. Значит, были и звон колоколов (может, и трезвон «старичка Кашинцева»), и торжественная встреча императора городской депутацией во главе с воеводой… Симбирск не стоял в стороне и от великого дела постройки флота. По указу Петра здесь заготавливался и отправлялся на верфи корабельный лес. Впрочем, все дела, относящиеся к Симбирску – в 1717-1728 гг. провинциальному городу Астраханской губернии – уже были решены в Казани, значит «подниматься на гору» Петру действительно не было надобности, как и времени.

Если подробностей пребывания императора в Симбирске история не сохранила, то память о самом событии город берёг. Напоминанием о нем служила церковь во имя апостолов Петра и Павла в Подгорье, на спуске к Волге. И сам спуск получил имя Петропавловского. П.А.Александров в стихотворении «Симбирск» (1898) написал:

…Здесь в преданиях края встает старина:

Холм Петра над рекою виднеется;

Где ладьи его в бурю прибила волна,

Там убогая церковь белеется;

И посажена царской рукой, есть молва,

Ель, в церковной ограде хранимая…

Ель, что росла около храма, молва называла посаженной и Петром, и Екатериной. Проверить это уже невозможно. Относительно же самой Петропавловской церкви многие авторы пишут, что она построена на месте остановки Петра и в память этого события купцом Афанасием Ларионовым в 1754 году. Это не совсем так.

А.К.Яхонтов (5; 1898) сообщает, что первые письменные упоминания о Петропавловской церкви относятся к 1729 году. В.Н.Ильин (8; 2001) относит время построения церкви еще дальше: «Первоначально церковь была построена приблизительно в 1692 г. Поэтому строительство в 1722-1729 гг. каменной однопрестольной церкви во имя св. Петра и Павла, вероятно, было вторым по времени». Автор не сообщает, как называлась первая деревянная церковь. Очевидно, ее перестройка и освящение во имя Петра и Павла и стало данью памяти событию 1722 года.

А.К.Яхонтов далее пишет: «По преданию, Петро-Павловская церковь служит памятником избавления Государя Петра Великого от потопления на реке Волге во время пути его в Астрахань [1722]. …Предание… свидетельствует, что он был в подгорье. Здесь… была раскинута его палатка. На месте этой палатки в скором времени была выстроена церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в память избавления царского судна от потопления и в ознаменование посещения города Императором. Подтверждают также, что ель, которая растет подле церкви с северной стороны, была посажена самим императором».

В подтверждение Яхонтов приводит тот факт, что по обе стороны Петропавловской церкви, на расстоянии 150 саж., стояли две приходских церкви – Успенская и Введенская. У небогатых и к тому времени уже немногочисленных жителей Подгорья не было необходимости строить рядом еще одну – если бы она не была памятником знаменательному событию.

В 1743 г. Петропавловская церковь пострадала от оползня. В 1754-м она была перестроена на средства купца А.Ларионова. Тогда же в ее ограде построили теплую церковь во имя Архангела Михаила.

В начале 19 века церковь, возникшая «не нуждами местного населения, а только частным случаем из жизни Императора Петра Великого», отличалась крайней бедностью и постепенно разрушалась. Позже ситуация изменилась. Успенская церковь была перенесена «на гору»; Введенская и Михаило-Архангельская пришли в ветхость и были разобраны. Приходы отошли к Петропавловской церкви, роль ее возросла; церковь была отремонтирована, частично перестроена и заново отделана. В 1915 г. приход церкви составлял 2396 чел.

Большое бедствие постигло храм в 1915 году – он был поврежден катастрофическим оползнем (фото 5). Службы не могли вестись в аварийном здании, и рядом был построен молитвенный дом.

В 1930 году Петропавловская церковь закрыта, сняты колокола, к началу 1932 г. здание полностью разобрано. Еще ранее, в 1918 году, Петропавловский съезд (спуск) был переименован в спуск Степана Разина. Место, своим названием хранившее память о посещении Симбирска Петром Великим, стало носить другое имя, напоминающее о «достопамятных днях 1670 года, когда разбойничий атаман Стенька Разин, наполнив всю Волгу своими воровскими стругами и подступив с суши к Симбирску, обложил его, предводительствуя буйными скопищами…». О «достопамятной битве, после которой дотоле непобедимый Стенька бежал вниз по Волге, и улеглось поголовное восстание всего Поволжья» (2). Добавим – имя человека, после «визита» которого сожженный, но не покорившийся город пришлось отстраивать заново.

В 1980-х гг. на остатках фундамента Петропавловской церкви была построена транспортная развязка – в месте, где сходятся две «восьмерки». Ничто не напоминает о храме-памятнике в честь посещения Симбирска царем-реформатором, кроме старых снимков.

Как советские, так и современные авторы крайне мало уделили внимания этому эпизоду истории города. Пожалуй, более серьезно занималась темой только Наталья Степановна Гауз (правда, не избежав неточностей). Другие описания лишь повторяют сведения из дореволюционных источников – не всегда достоверные, делая непременный акцент на «чаепитии под горой»…

Источники:

1. И.И.Пушкарев «Историко-географическое описание городов Симбирской губернии», СПб, 1837;

2. Симбирский сборник 1868 года;

3. П.Л.Мартынов, «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898;

4. М.Ф.Суперанский, «Симбирск и его прошлое (1648-1898). Исторический очерк», Симбирск, 1898;

5. А.К.Яхонтов «Церкви города Симбирска», вып.1 «Церкви подгорные», Симбирск, 1898;

6. В.Э.Красовский, «Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901», Симбирск, 1901;

7. К.И.Невоструев, «Историческое обозрение Симбирска от первых времен его до возведения на степень губернского города», Симбирск, 1909;

8. В.Н.Ильин «Краеведческий справочник-путеводитель Симбирска-Ульяновска», вып.1, 2001;

9. Н.С.Гауз «Симбирский край – от провинции до губернии», Ульяновск, 2006;

10. Н.С.Гауз «Понеже Фортуна сквозь нас бежит…» («Деловое обозрение», 2007, №5);

11. Н.С.Гауз «А смотри тем паче разума в задаче…» («Деловое обозрение», 2013, №3); и др.

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль

Петр I В Симбирске: Легенды И Быль


Поделиться


Размер текста