Общество Милосердия Симбирских Дам. Часть 2 (Окончание)

Общество Милосердия Симбирских Дам. Часть 2 (Окончание)

·

Управление, состояние Дома трудолюбия и установленные в нем порядки считались образцовыми не только в Симбирске, но во всей России. Заведение посетили два императора: Александр I (1824) и Николай I, оба имели очень высокое мнение о нем и оставили щедрые пожертвования. И.С.Жиркевич, бывший симбирский губернатор, писал в воспоминаниях («Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789-1848», Глава XXIV):

«На первый день св. Пасхи я обедал у кн.Баратаева… Он исполнял обязанности попечителя губернской гимназии и секретаря Общества христианского милосердия, существовавшего в Симбирске уже 15 лет. Первым учредителем оного был князь Баратаев, а председательница – супруга генерал-майора Ивашева, и все общество состояло под непосредственным покровительством императриц, сперва Елизаветы Алексеевны, а потом Александры Федоровны. Цель оного была – пособие нуждающимся, стыдящимся просить милостыню, воспитание и покровительство девицам, дочерям бедных чиновников и разночинцев. Первоначально число воспитанниц было 10, а затем, когда средства общества усилились, численность прибавилась до 20, потом до 30…

Заведение это помещалось в небольшом каменном 2-этажном доме с садом… Как внутреннее управление, так и воспитание… признано было примерным не только всеми, но и самим Государем, удостоившим… обозреть это заведение. Так как воспитанницы… принадлежали к бедному сословию и по выходе… встречались с нуждой, то вся роскошная обстановка… была устранена, и только самая строгая чистота, поддерживаемая самими воспитанницами, царствовала повсюду. Мебель, кровати, постельное белье были самые простые, еда тоже, но сытная, …все работы… девицы исполняли собственноручно… Занятия их заключались преимущественно в рукоделиях и в преподавании некоторых новейших языков и других предметов, необходимых, чтобы быть порядочной гувернанткой, музыки и танцев – …в виде усиленного моциона.

…Заведение ни разу не испросило пособия от казны, а поддерживалось одною частною благотворительностью, и… благодаря разумному и честному управлению… насчитывало капиталу до 70 тыс. руб.».

Далее И.С.Жиркевич приводит отзыв о Доме трудолюбия товарища министра вн. дел графа Строганова, побывавшего в Симбирске в 1834 году: «Это так хорошо, что я в Петербурге ничего лучшего не видывал. …Во всем практический смысл…, начиная с воспитания и кончая самим помещением. Воспитанниц здесь не готовят для блестящих приемов…, а выйдут хорошие помощницы для своих неимущих родителей, могущие сами заработать себе кусок хлеба. …Все так чисто, опрятно, уютно. Непостижимо – кем все это держится и кто этим руководит?!»

4 ноября 1847 года по именному указу Николая I, в память первой покровительницы, покойной императрицы Елизаветы Алексеевны, Дом трудолюбия был преобразован в 3-классное Елизаветинское училище «с оставлением в прежнем II-м разряде Женских учебных заведений».

С 1820 по 1865 гг., в Доме трудолюбия – Елизаветинском училище получили воспитание 1035 девушек.

Здание Елизаветинского училища сильно пострадало в пожаре 1864 года, воспитанницы разъехались. С 1863 года на Большой Саратовской улице существовало Мариинское училище, с 1 декабря 1864 г. преобразованное в гимназию. После пожара принц Петр Георгиевич Ольденбургский предложил присоединить Елизаветинское училище к Мариинской гимназии с наименованием Елизаветинского пансиона. Общество христианского милосердия охотно согласилось, предоставило свой дом в распоряжение Мариинской гимназии (где, в отстроенном здании, она и находится), а само взяло на себя новую трудную задачу.

«Общество не могло оставить без помощи детей бедных погорельцев, лишившихся в пожар отцов и матерей, скрывавшихся в обгорелых домах, подвалах и погребах, умиравших в продолжение зимы на виду у всех от болезней, голода и холода. Общество решило призреть этих несчастных, хотя на время, чтобы облегчить их бедственное положение» (2). Общество решило устроить убежище для детей погорельцев (подробнее в материале от 15 февраля 2018 г.). Первоначально оно было открыто в с.Вырыпаевке, в доме помещика Насакина, и не имело необходимых условий и средств, хоть и было принято под покровительство принца П.Г.Ольденбургского. Письма, разосланные по губернии и стране, обращение к Императорскому Дому принесли результаты. Вскоре был собран капитал в 50 тыс. руб. Император Александр II повелел передать Обществу дом удельного хозяйственного училища в Конно-Подгородной слободе (Удельное ведомство вело дела личных владений императорской фамилии, а значит, здание училища было царской собственностью) и 5000 руб.

В убежище нашли приют до 170 детей обоего пола (2, 4). Через 2-3 года родители многих из них отстроились и смогли взять своих детей обратно или поместить их в школы либо мастерские. На попечении Общества остались 74 круглых сироты (там же), положившие начало постоянному детскому приюту. Позже в приют стали принимать только девочек-сирот. Императрица Мария Федоровна, в память своего посещения приюта 20 июля 1869 г., приняла его под свое покровительство.

В приют принимались девочки-сироты в возрасте 3-12 лет. Их обучение и воспитание строилось на тех же основах, что и в Доме трудолюбия – подготовить к самостоятельной (бедной) жизни и самостоятельному заработку. Чистота, идеальный порядок, ничего лишнего в быту, полное самообслуживание. Воспитанницы обучались основам наук, рукоделию, работали в саду и огороде приюта. После выпуска более способные девушки становились сельскими учительницами или фельдшерицами; других Общество устраивало прислугой в частные дома.

За четверть века нахождения приюта в ведении Общества христианского милосердия (1864-1889) воспитание в нем получили 2925 девочек-сирот (2), к началу 1898 г. в приюте было 45 воспитанниц (3).

3 января 1889 г. Общество передало приют Симбирскому губернскому попечительству детских приютов – в прекрасном состоянии, со зданием, домовой церковью, всеми постройками, садом и имуществом, а также 25 тысячами рублей (13.000 из средств Общества и 12.000 принадлежавших приюту), за что удостоилось Высочайшей благодарности. Еще 1800 руб. ежегодной субсидии приюту назначила Земская управа.

Общество христианского милосердия, одновременно продолжая свою постоянную деятельность, основное внимание обратило на создание нового благотворительного заведения.

Мещанин Александр Иванович Зотов, скончавшийся в 1881 г., завещал городу свой дом по Петропавловскому спуску, с условием открыть в нем богадельню для лиц, неспособных содержать себя «по бедности, старости и дряхлости». Дар был принят, но как раз в это время А.П.Кирпичников пожертвовал два больших дома и деньги на устройство богадельни. Дом Зотова оказался лишним и пустовал. В марте 1891 года Общество христианского милосердия ходатайствовало о передаче ему дома для открытия приюта для подкидышей, каковое желание было высказано императрицей Марией Федоровной при посещении Симбирска в 1869 году. К сожалению, эта просьба не могла быть выполнена, т.к. А.И.Зотов завещал дом с условием устроить в нем именно богадельню. Тогда первоначальные планы были изменены: Общество решило открыть приют для престарелых и убогих женщин.

Приют был открыт 27 октября 1891 года, и в память 25-летия бракосочетания императора Александра Александровича и императрицы Марии Федоровны получил наименование «Серебряный приют Общества христианского милосердия». Ветхий дом Зотова оказался непригодным для намеченной цели, поэтому поначалу приют разместился в наемной квартире. В 1892 г. дом был снесен, а на его месте Общество построило новое здание, затратив 10.000 руб. (3).

По утвержденному Положению, в приют помещались престарелые, убогие и увечные женщины, без различия сословий и вероисповедания; численность их на первое время определялась в 10 человек. В 1891 г. призревалось 14 женщин, в 1898 – 19, в последующем число доходило до 34-х. Кроме того, вне заведения ежегодно 20-30 пансионерок получали помощь в виде ежемесячного пособия от 2 до 5 рублей (7). На содержание приюта Общество ежегодно выделяло 1300 руб., привлекая также пожертвования, сборы со спектаклей и концертов, устраиваемых в пользу приюта.

Общество старалось поддерживать свою высокую репутацию. Уездный предводитель дворянства М.Зимнин писал о посещении Серебряного приюта: «Каждый из призреваемых окружен полным довольством и вниманием, не встречается даже малейших условий, могущих затронуть их старческое самолюбие, и полное довольство отражается на состоянии их духа» (6).

К сожалению, лучшие времена Общества христианского милосердия миновали. Филантропические настроения в обществе убавились, дворянство обеднело. К тому же возникли новые благотворительные организации. Пожертвования, и без того скудные, тонкими ручейками растекались в разных направлениях. Общество испытывало значительные финансовые трудности. Отчасти этим можно объяснить коллизии, возникшие в Серебряном приюте в начале 20 века.

По Положению проживание в приюте было бесплатным. Те не менее, в условиях непоступления членских взносов и пожертвований, Общество начало взимать деньги с призреваемых. За отдельную комнату следовало уплатить не менее 10 руб. в месяц, за место в общей палате – не менее 5 рублей – за стол и уход. Правилами не допускался прием в приют своекоштных пансионерок на условиях пожизненного содержания. Однако, по устной договоренности с руководством, на «вечное содержание» принимались женщины, внесшие крупные суммы.

Попытки разрешить финансовые проблемы за счет подопечных зашли слишком далеко. В 1905 г. Общество потребовало от своекоштных пансионерок (т.е. уже внесших плату) ежемесячно оплачивать свое пребывание в приюте. Старушки оказались не в состоянии это сделать, и их начали выживать из приюта. Лишили стола, запретили готовить на кухне, перевели в общую спальню, перестали отапливать помещения. По сути – просто выгнали. 10 человек, отдавшие приюту последние сбережения в надежде иметь кров и пищу в старости, оказались на улице. Вернуть уплаченные деньги им отказались по причине отсутствия таковых в кассе.

Пострадавшие обратились в Ведомство учреждений Императрицы Марии и в суд, полностью признавший правоту истиц. Общество было вынуждено выплатить внесенные ими суммы, лишившись значительной части своего скудного бюджета. А разразившийся скандал значительно дискредитировал Общество в глазах общественности, невзирая на прежние заслуги (7).

В 1906 году председательницей Общества христианского милосердия стала Екатерина Максимилиановна Перси-Френч, образцовая землевладелица, благотворительница, попечительница Общины сестер милосердия Красного Креста, член Симбирской губернской ученой архивной комиссии и ряда других организаций. Но даже ее огромный авторитет не мог восстановить репутацию Общества, придать новый импульс его деятельности и обеспечить приток пожертвований. Постепенно Общество прекратило все виды благотворительности кроме содержания приюта. 1913 год ознаменовался поступлением заявлений многих дворянок «об увольнении их от звания членов женского Общества христианского милосердия». Начавшаяся вскоре война и связанные с ней экономические трудности довершили процесс распада. В 1916 году деятельность Общества полностью прекратилась (7).

Источники:

1. «Учреждение Симбирского женского общества христианского милосердия», Симбирск, 1880.

2. «Краткий исторический очерк о деятельности Симбирского общества христианского милосердия, со времени учреждения его, с 1817 года по 1894 год», Симбирск, 1897 (2-ое изд.).

3. П.Л.Мартынов «Город Симбирск за 250 лет его существования», Симбирск, 1898.

4. «Благотворительные учреждения России», СПБ, 1912.

Современная библиография:

5. Л.Котляровская: «Милосердие симбирянок» («Ульяновская правда» от 21 марта 1992); «Блажен разумевай на нища и убога…» («Симбирский курьер» от 29 июня 1995).

6. И.Кдрасова «Блажен, заботящийся о нищем и убогом» («Мономах» 2001-1).

7. А.В.Федулова «Частная благотворительность… (на примере Симбирского общества христианского милосердия»)» («Казанская наука», сборник научных статей, 2010-10)

8. Е.В.Маханцева «Становление и развитие Общества христианского милосердия…» («Симбирский научный вестник» 2012-4).

9. Е.К.Беспалова «Новые архивные материалы – источники расширения экспозиции музея Мариинской гимназии в Ульяновске» («Вестник Ленинского мемориала», вып. 14, 2013).

Общество Милосердия Симбирских Дам. Часть 2 (Окончание)

Общество Милосердия Симбирских Дам. Часть 2 (Окончание)

Общество Милосердия Симбирских Дам. Часть 2 (Окончание)


Поделиться


Размер текста