Канатка: История С Продолжением

Канатка: История С Продолжением

·

Изрядно надоело за несколько дней переписывать в тетради ссылки, названия, даты и т.п. Да и пропадать надолго не хочется. Подумалось: ведь все эти вирусные проблемы не мешают использовать фотографии, ранее помещенные в альбомы группы. Разумеется, добавив к ним текстовую часть. Информация на жестком диске пока – до переустановки системы – также доступна; и находить сведения в других источниках никто не запрещал. В общем, ничто не препятствует по мере возможности и наличия времени помещать новые публикации.

Вот и оказия появилась. Один из участников группы задал вопрос об истории строительства канатной дороги в Ульяновске. Так совпало, что совсем недавно, примерно месяц назад, поместил в альбом группы две фотографии из фондов Государственного архива новейшей истории (фото 1-2). Тогда же начал (лишь начал) искать информацию по этому вопросу. Материал, конечно, далеко не полный, скорее – отдельные штрихи. Хотелось бы описать и проект канатной дороги, и ход ее строительства. Да, надо бы довести до ума, но решил сейчас поместить то, что есть, чтобы потом не собирать снова. Со временем, возможно, будет случай дополнить эту тему.

Открытию канатной дороги в Ульяновске предшествовала долгая, почти полувековая предыстория. Говоря о ней, никак не получится избежать повторов из других тем, прошу извинить. Но прежде хотелось бы определиться с терминами. Сооружение на волжском склоне часто называют фуникулером. Это не так. Фуникулер – рельсовое транспортное средство с вагончиками на канатной тяге. О нем тоже будет упомянуто далее. На канатной дороге кабины перемещаются по натянутому между опор тросу. Эти два вида транспорта часто путают, и когда в публикациях 40-60-х годов говорится о планах строительства «фуникулера», порой трудно сказать, о чем именно идет речь. Официальные документы того времени более осторожно говорят о «вертикальном транспорте».

Видимо, впервые эти планы были озвучены еще во время войны. В июне 1943 года вновь назначенный главный архитектор города Мария Семеновна Давыдова вынесла на рассмотрение горисполкома план работ по развитию и благоустройству Ульяновска. В числе прочего он предусматривал и строительство фуникулера. Поскольку в основе и тех мероприятий, и разработанного позже генплана лежали довоенные наработки «Ленгипрогора», не исключено, что идея появилась еще раньше. Этот план, надо полагать, был лишь заявкой на отдаленную перспективу, но заявкой вполне обоснованной, что показало дальнейшее развитие событий.

В генплане Ульяновска 1946 года идея облеклась в конкретные формы. Пункт 4 постановления Совета Министров РСФСР № 619 от 19.09.1946 г. «О Генеральном плане города Ульяновска» предусматривал: «Решить до 1 июля 1947 года вопрос о возможности строительства вертикального транспорта, соединяющего Волжские пристани с городом». Вопрос был решен положительно. Главный архитектор города Евгений Иванович Голенко писал в статье «Генеральный план реконструкции Ульяновска» («Ульяновская правда» от 11 марта 1947 г.): «Район волжских пристаней предполагается соединить с городом фуникулером, проходящим по Пролетарскому спуску». В том же номере газеты была опубликована статья Н.Кострова «По улицам большого Ульяновска», описывающая город после реконструкции: «Пароход… подходит к причалу речного порта. Пассажиры сходят на берег, и одни идут к автобусной остановке, другие на отдых в каменное трехэтажное здание речного вокзала, третьи – к фуникулеру… Людской поток уносят в город автобусы и фуникулер…».

Сложные природные условия волжского склона и большая стоимость проекта не позволяли осуществить его «одним махом». К тому же со строительством нового речного порта изменилось назначение проектируемой канатной дороги. Теперь она должна была не доставлять в центр прибывших пассажиров, а связать город с пляжем и волжским берегом, как местом отдыха. А это, согласитесь, задача не из числа первоочередных. Планы строительства «канатки» неоднократно просчитывали, утверждали, от них отказывались и опять принимали… Наряду с традиционными проектами рассматривались весьма необычные виды «вертикального транспорта», в том числе настоящий фуникулер.

Инженер ОКС горисполкома А.Кухта писал в статье «Ульяновску – фуникулер» («Ульяновская правда» от 6 августа 1965 г.): «…Количество желающих спуститься к Волге будет с каждым годом возрастать… Поэтому вопрос организации транспортировки горожан к местам отдыха и, прежде всего, к пляжу, является проблемой номер один. Проектируемая канатная дорога в полной мере не решит этого вопроса, т.к. производительность ее невелика. Параллельно с канатной дорогой должен строиться другой вид вертикального транспорта. Таким транспортом может быть эскалатор. Но, как показали расчеты «Метрогипротранса», строительство эскалатора экономически не оправдано ввиду недостаточного количества пассажиров.

Другим видом вертикального транспорта может быть фуникулер – наземное сооружение, представляющее собой два взаимно уравновешенных вагона, движущихся в противоположных направлениях по наклонным рельсам. Вместимость вагонов фуникулера в несколько раз больше кабины канатной дороги. Здесь можно применить трамвайные вагоны. Строительство фуникулера гораздо проще сооружения канатной дороги, а движение осуществляется по земле, а не по воздуху. В ветреную погоду… канатная дорога работать не будет, а для фуникулера погодные условия – не помеха. …Под автодорогу и железную дорогу придется проложить туннель, но эти затраты окупят себя в несколько раз…».

Решение было принято еще более неординарное, но, к сожалению, в итоге также нереализованное. В том же 1965 году в статье А.Бунина «Путешествие под землей» («Ульяновская правда» от 21 ноября 1965 г.) говорилось: «…Целесообразность строительства в Ульяновске по Волжскому косогору фуникулера [здесь, видимо, речь все же о канатной дороге] рассматривалась в 1958 и 1961 годах. Но, учитывая пересеченность склона и подверженность его оползням, от строительства фуникулера решено было отказаться. В недалеком прошлом рассматривался и вопрос о строительстве эскалатора… Было подсчитано, что эскалатор строить невыгодно. Ульяновску… не под силу будет загрузить его.

Теперь есть окончательное решение, разработанное московским институтом «Метрогипротранс» – строить на волжском склоне лифтовый подъемник. …С волжской набережной вы входите в тоннель… – подземную галерею высотой и шириной около трех метров – и через 150 метров пути приближаетесь к вертикальной шахте, ведущей наверх. К вашим услугам 4 лифта, и в любом из них вы поднимаетесь… с 20-метровой глубины на поверхность в районе новой автомагистрали центр-порт-мост. Здесь к тому времени начнет курсировать троллейбус – в Заволжье и в центр. Если же есть необходимость выйти на улицу Гончарова в начале Рабочего спуска, то вам снова придется войти в тоннель. Еще один 200-метровый переход, еще один плавный прыжок в кабине лифта с 40-метровой глубины, и вы у цели…».

Строительство того или иного вида «вертикального транспорта» на волжском склоне предусматривали все, без исключения, проекты реконструкции Ульяновска к 1970 году. И в окончательном варианте от него не отказались. Правда, сооружение «канатки» было несколько отодвинуто по времени, что вполне объяснимо. Ведь теперь ей предстояло стать частью создаваемого парка Дружбы народов, пройдя над его территорией. И завершено было затянувшееся строительство лишь на заре перестройки.

***

«Ульяновская правда» от 20 сентября 1987 года

ВИД С КАНАТНОЙ ДОРОГИ

Вчера состоялось открытие канатной дороги в Ульяновске. Принять ее у строителей прибыли первый секретарь обкома КПСС Ю.Г.Самсонов, секретарь обкома КПСС В.И.Гуринович, первый секретарь Ульяновского горкома КПСС Ю.Б.Колпаков, председатель горисполкома В.И.Васильев.

Канатная дорога – первое сооружение подобного рода в Ульяновске. Большая работа выполнена коллективом ремонтно-строительного управления Ленинского района – каменщиками бригады Е.Тисина, бетонщиками – А.Дичкова, малярами – Т.Липатовой. Монтаж и наладку оборудования вели специалисты управления «Волгоэлектромонтаж», Куйбышевского пусконаладочного и Волгоградского «Союзлифтмонтаж». Обслуживание пассажиров приняло на себя Ульяновское трамвайно-троллейбусное управление.

Длина канатной дороги 562 метра, самая большая высота над поверхностью земли – 15-17 метров. С пуском ее особое значение приобретает парк Дружбы народов, получивший теперь прекрасный обзор сверху.

Председатель горисполкома В.И.Васильев перерезает алую ленту, и участники открытия дороги становятся первыми ее пассажирами.

Т.Смирнова

Визуальный «вид с канатной дороги» «Ульяновская правда» представила лишь спустя неделю, 27 сентября 1987 года (фото 3). Как сказано в подписи к снимку, с открытием канатной дороги связывались планы по дальнейшему расширению и развитию парка Дружбы народов…

P.S.

ulpressa.ru, 15 октября 2018 года, О.Турковская: «…Заявлено, что с компанией «Национальные Канатные Дороги» планируется подготовить проект строительства канатной дороги, которая соединит верхнюю и нижнюю набережные… В перспективе есть возможность организации перевозки между двумя берегами… Ни о сроках, ни о бюджете… речи пока нет»…

Канатка: История С Продолжением

Канатка: История С Продолжением

Канатка: История С Продолжением


Поделиться


Размер текста