Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

·

Еще один сюжет из серии заметок об ульяновских художниках «старой школы». Как и предыдущий, посвященный «певцу Волги» Петру Григорьевичу Панину, он представляет собой подборку публикаций и других материалов за продолжительный период – с 1930-х до 1980-х гг., объединенных небольшими вставками и ремарками от составителя. Из-за своего значительного объема этот обзор также помещен в виде текстового файла в документы группы. Здесь – лишь самая краткая выжимка, экстракт. Прошу извинить, на сей раз документ не прикреплен к заметке на стене; в конце этого предисловия имеется ссылка на него. Просто в условиях лимита на число прикрепленных файлов хотелось поместить больше репродукций.

За Анатолием Николаевичем Грошевым прочно закрепился эпитет «художник-краевед». И не зря – почти все его работы посвящены истории Симбирска-Ульяновска, от времени его основания до событий, современных художнику, увиденных им собственными глазами.

Родился он 16 апреля 1902 года в с.Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, в крестьянской семье. Отец, Николай Иванович Грошев, талантливый иконописец, образованный человек, привил сыну любовь к живописи и музыке. В 1912 году семья переехала в Симбирск, был приобретен домик на Сызранской (12 сентября) улице. В этом доме Анатолий Николаевич прожил всю жизнь. Из его окна он видел 12 сентября 1918 года наступающие красные части, перенеся впоследствии эти впечатления на холст.

В начале 1920-х гг. А.Грошев окончил художественное училище в Симбирске, его учителями были выдающиеся художники А.Н.Остроградский, П.С.Добрынин, И.П.Гурьев. Он и сам быстро вошел в число лучших художников города, завоевал авторитет среди деятелей искусства и признание ценителей живописи. Молодой художник возглавил созданное на рубеже 1924-1925 гг. Ульяновское отделение АХРР (Ассоциация художников революционной России), стоял у истоков Объединения ульяновских художников (1929). С образованием в 1937 году Ульяновского филиала Куйбышевского союза художников вошел в состав его правления. С середины 1920-х годов А.Н.Грошев – участник всех выставок местных художников, областных выставок в Куйбышеве. Одновременно он много сил отдавал преподавательской работе. Преподавал в Краснознаменной школе командного состава, впоследствии Ульяновском танковом училище, несколько десятилетий работал учителем черчения и рисования в школах города.

В творчестве Анатолия Николаевича Грошева главное место прочно заняла история родного города. Одни лишь названия его работ многое могут сказать о круге интересов художника.

О прошлом Симбирска: «Приезд Б.М.Хитрово с дружиной на Волгу для построения города Симбирска», крепость Симбирск в 17 веке – общий вид и отдельные строения, «Осада Симбирска Степаном Разиным. 1670 г.», «Пугачев в Симбирске. 1774 г.», «Сожжение еретика в Симбирске. 1736 г.» (Яков Яров), «Озеро Маришка»…

О выдающихся людях живших и побывавших в Симбирском крае: портреты И.А.Гончарова, Д.Н.Садовникова и др., «Пушкин на улице Симбирска», «Пушкин на волжском берегу»…

О революционной борьбе и установлении Советской власти в Симбирске: «Подпольная типография», «Конспиративное собрание Симбирской группы РСДРП», «Первая прокламация», «Казнь революционеров», «Первая любовь», «Установление Советской власти в Симбирске»…

О гражданской войне и первых годах Советской власти: «Расстрел Муравьева», «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года», «Фрунзе в Симбирске», портреты Г.Д.Гая, М.Н.Тухачевского, выступление в Симбирске М.И.Калинина и В.В.Куйбышева, «Убийство селькора М.Цветкова»…

Поражает огромный труд по изучению материалов, связанных с эпохами и событиями, изображаемыми художником, особенно, когда речь шла о давно минувших временах. Созданию каждой картины предшествовали месяцы и годы изучения архивных документов, литературы, изобразительных материалов. Необычайно тщательно подбирались типажи героев картин, художник скрупулезно изучал признаки эпохи: архитектуру, одежду, оружие, предметы быта, сам изготовлял образцы для натуры. Большое внимание уделялось свидетельствам очевидцев. Так, работая над картиной «Бой за Симбирск 12 сентября 1918 года» и нереализованным замыслом панорамы «Бой под Симбирском в 1918 году», Грошев консультировался с Г.Д.Гаем, вместе с ним проехал по местам боев, слушал и записывал рассказы легендарного комдива. При работе над картиной «Гостиная Ульяновых» он не раз встречался и беседовал с В.В.Кашкадамовой, записывал ее описания быта семьи Ульяновых в Симбирске.

Стремясь сохранить для будущих поколений свои работы, запечатленную в них историю города, А.Н.Грошев в 1950-х гг. изготовил альбом фоторепродукций – 44 черно-белых снимка картин. «Давно хотелось систематизировать проделанную работу. Ведь до обидного мало еще говорится о замечательном прошлом нашего города, а история его необычайно богата. Хотелось бы, чтоб она стала достоянием народа», - записал в 1968 году слова художника учитель рисования Ф.Хайруллин. Только благодаря этому самодельному «изданию» и дошли до нас некоторые репродукции картин художника-краеведа.

А вот с сохранностью работ А.Н.Грошева в музейных коллекциях дело обстоит намного хуже, и это обстоятельство вызывает ряд вопросов. «К сожалению, богатое его творческое наследие плохо сохранилось», - писала еще в 1985 г. научный сотрудник Ульяновского областного художественного музея Н.В.Спешилова. Из исторических картин Грошева в фондах УОХМ имеется лишь «Пугачев в Симбирске». Между тем, уже с начала 1930-х гг. публиковались сообщения о приобретении Ульяновским музеем его работ. Куда они делись? Ну, ладно, война и другие потрясения, все могло случиться. Но уже в 1950-1960-х гг. не раз упоминается о находящейся в фондах Краеведческого музея картине Грошева «Приезд боярина Б.М.Хитрово с дружиной на Волгу для построения города Симбирска». В современных справочниках и каталогах о ней ничего не говорится. Исчезла? Непонятна и судьба шести работ художника, отправленных в Куйбышевский музей. Среди них – «Осада Симбирска Степаном Разиным», еще в 60-ые годы она находилась в экспозиции музея…

Впрочем, достаточно повторяться. Обо всем этом и многом другом гораздо более подробно говорится в подготовленном обзоре материалов, посвященных художнику-краеведу Анатолию Николаевичу Грошеву. Если Вас заинтересовало это краткое предисловие – перейдите к основному документу по ссылке: https://vk.com/doc-107791040_462959212

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев

Художник-Краевед Анатолий Николаевич Грошев


Поделиться


Размер текста