Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

·

«Ушел суровый ХХ век,

В какие бы наряды не рядился.

Я – счастливый человек:

В Симбирске я родился…»

Из стихотворения А.И.Маркелычева

(из статьи С.Яминой, «Народная газета» от 11 декабря 2008 г.)

Здесь, в кратком вступлении, не ставил задачи рассказывать о долгой жизни и творчестве Александра Ивановича Маркелычева. Во-первых, все, что хотелось о нем сказать, изложено в материале, ссылка на который приведена в конце текста. Во-вторых, личность это настолько известная, более того – знаковая, для нашего города, что никому, мало-мальски знакомому с Ульяновском и его историей, не надо объяснять – о ком идет речь. Если кто-то и незнаком с подробностями биографии Александра Ивановича, то его фотографии – хоть некоторые – наверняка видели все. А потому, прежде чем отослать читателей к основному материалу, хотелось бы сказать о другом: почему и как этот материал появился и что он из себя представляет.

Сначала было желание сделать публикацию к годовщине со дня рождения А.И.Маркелычева. Родился он в Симбирске 8 декабря 1908 года. Но тогда от этой мысли отказался – чувствовал, что не готов. Было бы попросту непорядочно поместить о ТАКОМ человеке дежурную заметку с кратким перечислением дат. Да и самому хотелось узнать о нем гораздо больше – давно уже «зацепило» не на шутку.

Поначалу копил материал. Чем глубже погружался в тему, тем больше она разрасталась. Жизнь Александра Ивановича – целая эпопея, наполненная удивительными событиями, а его воспоминания – неисчерпаемый кладезь информации о прошлом Симбирска-Ульяновска. И писали о нем немало. Если до 80-х годов имели место лишь отдельные публикации (как сказано в одной из посвященных Маркелычеву статей: «журналисты о журналистах пишут редко»), то потом местные издания словно соревновались в числе публикаций о патриархе ульяновской фотографии. В предлагаемом материале использовано около 30 источников – книг и статей; их список приведен в конце текста по ссылке. Еще больше публикаций было отсеяно – как малоинформативные, недостоверные или дублирующие другие статьи.

Дальше надо было решить, что с этим богатством делать, и в какой форме его обобщить. О кратком изложении речь уже не шла – объем материала не позволял вместить все в небольшую заметку. Стало понятно, что это должен быть прикрепленный к вступлению большой документ. Но как он должен выглядеть? Поначалу думалось поместить в него без изменений наиболее интересные статьи – хотя бы часть. Но, поскольку все они, хоть и по-разному, рассказывают о жизненном пути одного человека, все это напоминало бы бесконечное хождение по кругу. Излагать же столь обширный массив информации «своими словами» не рискнул. Почти все это написано профессиональными литераторами и журналистами, хорошим языком – жаль портить своими потугами на художественный слог. Так постепенно пришел к той форме изложения, которая и предлагается. Труда это потребовало немало, а уж как в итоге получилось – Вам судить.

Сначала из текста всех публикаций было выбрано главное; исключены повторы, общие слова и малозначительные сведения. Оставшийся текст нарезан на «кусочки» – без изменений. Одни из них довольно большие – абзац или несколько, даже небольшие заметки целиком; другие состоят из одной-двух фраз или нескольких слов. В конце каждого такого фрагмента приведена ссылка на источник, все они перечислены в конце текста. И, наконец, все эти «кусочки» соединены в единый текст – в хронологической и логической последовательности. По возможности так, чтобы не возникало ощущения разнородности и разрывов. Материал разбит на небольшие главы с заголовками.

Повторюсь – все это авторский текст использованных публикаций и собственные слова самого А.И.Маркелычева. От составителя, кроме компоновки, добавлены лишь 2-3 кратких примечания (где это было необходимо) и отдельные уточнения в скобках.

Отдельный большой вопрос – фотографии к публикации. Ведь в материале о фотографе именно это главное. Недостатка в них нет. Александр Иванович, работавший с 1935 фотокорреспондентом «Пролетарского пути», в 1945-1963 – «Ульяновской правды», много снимавший после этого, оставил после себя огромное наследие. Даже при том, что многое не сохранилось. Достаточно полистать старые подшивки газет, чтобы пополнять этот запас практически до бесконечности. Тут сложность не в поиске фотографий, а в выборе. Хотелось подобрать снимки таким образом, чтобы они представляли и творческий путь мастера, и его главные темы, и основные вехи биографии, неразрывно связанной с творчеством. Трудно это сделать в небольшой подборке, так что прошу прощения, если не удалось полностью справиться с задачей. Перебирал и выбирал до бесконечности. А ведь есть еще и его картины…

Многим знаком фотоальбом А.И.Маркелычева, размещенный на сайте «Ульяновской правды». Вот еще ссылка на альбом этой группы, где собраны некоторые его фотографии – на случай, если кто-то туда не заглядывал: https://vk.com/album-107791040_239016469 А вообще, очень хочется, чтобы подобный фотоальбом был издан. Пусть не в роскошном подарочном издании. Главное – чтобы снимков было побольше, и представляли они разные годы и – без преувеличения – эпохи. Ведь до сих пор единственное персональное издание фотографий Александра Ивановича – это каталог выставки 1963 года (качество полиграфии… без слов), в котором помещено немногим более десятка снимков. И за него спасибо лишь Краеведческому музею того времени.

Пожалуй, хватит предисловий. И так это вступление слишком затянулось. В конце концов, речь не об истории составления этого «труда», а об истории Фотографа.

***

Александр Иванович Маркелычев. Антология одной жизни: https://vk.com/doc-107791040_469960778

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.

Антология Одной Жизни. 1908-2009.


Поделиться


Размер текста